полное:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 148 имени Сервантеса калининского района Санкт-Петербурга
сокращенное:
ГБОУ гимназия № 148 имени Сервантеса Калининского района Санкт-Петербурга
"Самоцветы"
2014
Художественная направленность
Хор "Веселые нотки"
"Весь мир - театр"
"Мы - художники"
"Мастерская подарков"
Социально-гуманитарная направленность
"Молодые петербуржцы"
"Юный экскурсовод"
"Азбука Петербурга"
"Прогулки по Петербургу"
Техническая направленность
"Робототехника ЛЕГО"
Физкультурно-спортивная направленность
Настольный теннис
Волейбол
Пионербол
Ловкие, умелые
Задача развития способности к творчеству и выявления творческих достижений учащихся была поставлена перед руководителями творческих объединений сразу после открытия Отделения дополнительного образования детей. Убеждать кого-то в необходимости этой работы и сомневаться в том, что у нас все получится, не приходилось, так как все наши педагоги - творческие, талантливые люди, и в этом залог нашего успеха.
Мы стараемся "нашуметь" про наш ОДОД, чтобы как можно больше детей, учителей, родителей узнали, как интересно живется ребятам, выбравшим наши объединения. Помогают это сделать листовки кружков, статьи в школьном журнале "Созвездие Сервантеса" о работе объединений, выступления педагогов на родительских собраниях, в классных коллективах, в группах продленного дня. Результаты деятельности ОДОД обсуждаются на педагогических советах. А к празднику, посвященному юбилею гимназии, было подготовлено музыкально-юмористическое выступление "От ОДОДа привет и здрассьте!", весело повествующее об особенностях деятельности педагогов дополнительного образования.
Педагоги вместе с учащимися готовят выступления на школьных праздниках, концертах.
Праздник Первого звонка, проходит он в Выборгском Дворце культуры, как это было до пандемии, или на школьном стадионе, традиционно готовит театр-студия "Притворщики". Здесь же выступает школьный хор, так что первую информацию о работе ОДОД ребята получают уже в самом начале учебного года.
Для школьных концертов творческие коллективы всегда готовят специальные выступления, одновременно демонстрируя свои умения, дух коллективизма, творческий задор, который привлекает учащихся гимназии
В гимназии ежегодно проходят Дни Гимназиста в начальной и средней школе. В их программе обязательно присутствуют мастер-классы, которые проводят педагоги дополнительного образования вместе с учащимися постарше, обучая всех гимназистов некоторым практическим навыкам в соответствии со своими дополнительными программами.
В каждом объединении обязательно проводятся мероприятия, позволяющие выявить достижения учащихся. Это:
конкурсы внутри объединения ("Весь мир - театр", "Азбука Петербурга", "Юный экскурсовод", "Хор "Веселые нотки")
выставки творческих работ ("Мы-художники", "Мастерская подарков", "Робототехника ЛЕГО")
спортивные соревнования и турниры ("Волейбол", "Настольный теннис", "Ловкие, умелые", "Пионербол")
участие в городской олимпиаде "Молодые петербуржцы" ("Молодые петербуржцы")
участие в районных, городских, Всероссийских конкурсах и соревнованиях
Выявление творческих достижений учащихся способствует использование активных методов обучения, о котором мы расскажем ниже.
Выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у учащихся мы осуществляем, используя активные методы обучения как способ организации учебной деятельности учащихся. Они являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению одаренных учащихся ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Мы расскажем о тех видах работы, которые были организованы в объединениях в последние годы.
Основной вид деятельности в театре-студии "Притворщики" - работа над музыкальными спектаклями и над номерами для концертов. На занятиях ребята учатся актерскому мастерству, сценическим движением, пению, танцам, и все их умения воплощаются в выступлениях и спектаклях.
К 200-летию Н.А. Некрасова учащиеся театра-студии приняли участие в школьном проекте "Прочитаем вместе "Кому на Руси жить хорошо". Каждый участник проекта самостоятельно отработал чтение одного отрывка из поэмы и сделал видеозапись. В проекте принял участие выпускник театра-студии, ныне студент Театральной Академии Юрий Дементьев.
В 2018 году театр-студия отправился в экспедицию в Ростов-на-Дону. Там юные артисты показывали свои спектакли перед ребятами из детских домов, принимали участие в театральных мастер-классах. (фото Ростов-на-Дону)
Каждый год театр-студия "Притворщики" готовит для школы театрализованный Праздник, посвященный началу учебного года. Небольшое представление, а также традиционная встреча Дон Кихота и СанчоПансы являются неотъемлемой частью праздника.
В каждом школьном деле, где нужна театрализация, обязательно участвуют ребята из "Притворщиков". Например, в День рождения Санкт-Петербурга ко всем гимназистам обратился Петр Первый, роль которого исполнил юный артист Александр Антонов.
На занятиях объединения "Азбука Петербурга" юные экскурсоводы составляют петербургские словарики, готовят экскурсии по городу, учатся особенностям показа памятников и рассказа об исторических персонажах. Прежде чем провести экскурсию по городу для родителей, ребята проводят заочную экскурсию для своих одноклассников. Так, например, была подготовлена виртуальная экскурсия "Петербург - музей под открытым небом".
Такие занятия немыслимы без практической деятельности, поэтому маленькие петербуржцы гуляют с преподавателями по городу, посещают музеи, а также создают свои музеи сами. Например, познакомившись с особенностями работы музейных сотрудников и принципами организации выставок, наши кружковцы создали собственную выставку личных коллекций и провели по ней экскурсию для учеников младших классов.
Чтобы лучше понимать памятники архитектуры, мы их рисуем, трогаем, вдохновляемся гармонией ансамблей города. А для глубокого понимания скульптур мы систематически посещаем реставрационную мастерскую и музей-мастерскую М.К. Аникушина, где узнаем все подробности реставрации скульптурных памятников и пробуем себя в роли реставраторов.
В этом объединении постоянно возникают творческие идеи, интересные проекты.
В год 70-летия Победы коллектив объединения занимался подготовкой материалов и созданием проекта экскурсии вмузейном пространстве "Ленрезерв". Ребята проходили обучение в музее, познакомились с выставками, каждый взял на себя подготовку рассказа по одному из фрагментов экспозиции. Каждый гимназист защитил свой фрагмент на официальном зачете на территории музея, а в дни празднования Праздника Победы ребята провели экскурсии для учащихся гимназии и других образовательных учреждений. Каждый участник проекта получил благодарность от руководителей музея.
В 2021 году был реализован проект "Пушкин: переплетение судеб".
Одна из основных форм работы в объединении - коллективная разработка маршрутов экскурсий и их проведение во время совместных прогулок по Петербургу вместе с родителями. К числу таких прогулок-экскурсий можно отнести:
В памятные петербургские дни 8 сентября, 27 января и в канун Дня Победы участники объединения проводят музейные уроки для гимназистов.
В настоящее время ведется подготовка спектакля "Бродячая собака", посвященного кафе "Бродячая собака" и его завсегдатаям. Спектакль пройдет в кафе "Бродячая собака" 21 января 2022 года.
Для участников школьного хора активная деятельность - это подготовка к школьным концертам, выступлениям перед гостями гимназии, участие в олимпиадах и конкурсах. Это неотъемлемая часть их жизни.
В объединении занимаются старшеклассники - участники городской олимпиады "Молодые петербуржцы". В основе их работы - проектная деятельность. Ребята не только учатся решать жизненные проблемы, они разрабатывают ситуационные задания, участвуют в межшкольных метапредметных олимпиадах, проводят метапредметные олимпиады для учащихся гимназии, передают свой опыт. Подробный рассказ о деятельности объединения и их результатах - в презентации.
Активные методы работы используются и в объединении "Робототехника ЛЕГО". Каждый ученик задумывает своего робота в зависимости от важной задачи, которую робот должен решать. Создается программа, подбираются детали, собирается робот, и готового робота в работе автор представляет на суд товарищей по объединению. Бывают коллективные работы. Свои самостоятельные работы каждый ребенок может представить на фестивале робототехники, который проходит ежегодно.
Наиболее интересные работы принимают участие в районных, городских, Всероссийских конкурсах по робототехнике.
В этом учебном году в гимназии открылся школьный спортивный клуб "Взлет". Он только разворачивает свою деятельность. Спортивные игры, турниры, соревнования, - все это позволяет нашим гимназистам проявить себя, одержать победу, наметить пути совершенствования вместе с командой и педагогом.
Объединение "Мы - художники" активно поддерживает всех начинающих художников. Практически на каждом занятии ребята выполняют творческие работы. Поддержкуавторов рисунков осуществляет педагог уже на стадии работы над произведениями, а затем при обсуждении готовых работ и отбора рисунков на выставку. Наиболее удачные работы представляются на выставках рисунков в рекреациях.
На занятиях объединения ребята учатся делать в разных техниках сувениры, которые могут стать подарками родным и друзьям. Наиболее успешные учащиеся привлекаются к проведению мастер-классов для учеников начальной школы. Наиболее удачные работы представляются на выставках в Выставочном Шкафу.
Для поддержки успешных учащихся, одержавших победы в конкурсных мероприятиях разного уровня мы размещаем информацию об их достижениях и "Поздравлялки" на информационных панелях в рекреациях и в вестибюле гимназии, в группе "В Контакте". В конце учебного года в гимназии проходит Праздник Победителей "Успех", на котором ребятам вручаются специально разработанные Дипломы Победителя
Для того, чтобы оценить свою работу, а также умения и достижения ребят руководители творческих объединений в планы занятий обязательно включают проведение диагностики умений своих учеников. В объединениях "Азбука Петербурга", "Юный экскурсовод", "Весь мир - театр" проводятся специальные конкурсы, позволяющие ребятам показать свои умения.
Грамоты и дипломы, полученные учениками и коллективами на конкурсах и фестивалях разного уровня, мы обязательно храним.
Кубки, призовые сувениры, полученные за победы в конкурсах и соревнованиях, хранятся в специальном шкафу в рекреации.
В административном коридоре и коридоре перед актовым залом представлены дипломы разных лет, полученные за победы в городских, Всероссийских и международных конкурсах, напоминая всем, что наши гимназисты и наши педагоги - молодцы.
Приведем примеры диагностических материалов объединений:
конкурс экскурсоводов
диагностика театралка
диагностика робототехника
Мы стараемся участвовать в разных конкурсах, часто учащиеся достигают успеха. Наши результаты за последние годы:
Конкурс | Результат |
---|---|
"Весь мир - театр" |
|
Международный фестиваль музыкальных театров "Венецианская маска" 2021 год | Диплом лауреата I степени |
Городской фестиваль актерской песни "журавль по небу летит" 2019 год | Диплом победителя |
III международный конкурс музыкально-художественного творчества START 2019 год | Диплом лауреата I степени |
Районный смотр детских и юношеских театральных коллективов "В гостях у Мельпомены" 2018 год | Диплом лауреата I степени |
ХVIV Петербургский Всероссийский фестиваль детских музыкальных театров "Сны, где сказки живут" 2018 год | Диплом лауреата II степени |
Международный конкурс музыкально-художественного и народного творчества "Русская сказка" 2021 год | Гран-При |
II Международная театральная премия "Волшебный мир кулис" 2021 год | Диплом лауреата I степени |
II Всероссийский конкурс-фестиваль музыкально-художественного творчества "В гостях у сказки" 2020 год | Диплом лауреата I степени |
Открытый фестиваль детских театральных коллективов "Platzdarm" 2020 год | Диплом победителя |
Международный конкурс театрального искусства "Мир театра" 2020 год | Диплом лауреата II степени |
Международный конкурс музыки и театра "Рождество в Нью-Йорке" 2020 год | Диплом лауреата I степени |
III Международный конкурс театрального искусства "Зеленая карета" 2020 год | Диплом лауреата I степени |
Международный фестиваль "Театральный островок" 2019 год | Диплом лауреата |
Хор "Веселые нотки" и "Настроение"В допандемийное время в гимназии было 2 хора младший "Веселые нотки" и старший "Настроение" |
|
Районный этап Городской хоровой олимпиады 2019 год | Диплом призера олимпиады |
Районный этап городского детского конкурса - хоровой ассамблеи "Веселая капель" 2019 год | Грамота победителя |
"Робототехника ЛЕГО" |
|
Всероссийский чемпионат по робототехнике в Красноярске 20 | Диплом победителя |
Открытый конкурс ЛЕГО-конструирования 2020 год | 2 Диплома победителя |
Районный конкурс Выборгского района по робототехнике 2021 год | Диплом за 3 место |
III открытый конкурс ЛЕГО-конструирования "Простые механизмы" 2020 год | Диплом за 3 место |
Открытый районный конкурс-выставка Московского района по робототехнике и конструированию "Новогодняяробомастерская" 2020 год | 2 Диплома победителя |
Открытые республиканские соревнования по образовательной и спортивной робототехнике ROBOSKILLS 2020 год | Диплом за I место |
Открытый региональный конкурс "Юный конструктор ЛЕГО" Академии цифровых технологий" 2020 год | Диплом победителя II степени |
Весенние состязания роботов ФМЛ №239 2019 год | Диплом за I место |
Городские состязания по робототехнике "Юный конструктор" 2021 год | 2 сертификата участника |
Районные соревнования по робототехнике 2019 од | Диплом победителя |
"Юный экскурсовод" |
|
XXVIIIгородской конкурс на звание "Лучший юный экскурсовод года" 2019 год | Диплом победителя, 2 Диплома II степени, 5 Дипломов III степени |
Районный конкурс авторских экскурсий по городу и району на звание "Лучший юный экскурсовод года" 2019 год | 10 Дипломов за I место |
XXIX городской конкурс на звание "Лучший юный экскурсовод года" 2020 год | 2 Диплома I степени, Диплом II степени, 3 Диплома III степени |
XVI городской конкурс авторских экскурсий 2019 год | 2 Диплома I степени за разработку экскурсий "Сердце города помнит блокаду" и "Памятники великим петербуржцам и ленинградцам" |
"Молодые петербуржцы"Конкурсы проходили в рамках городской олимпиады "молодые петербуржцы" Высшей Школы Экономики |
|
Городской конкурс решения прикладных ситуационных задач "Компас жизни" 2019 год | Диплом за I место |
Городской конкурс решения прикладных ситуационных задач "Компас жизни" 2020 год | Диплом за I место |
Командный конкурс для старшеклассников "успешный выпускник" 2020 год | Диплом за I место Диплом за II место |
Конкурс стендовых докладов "Выбор вуза" 2021 год | Диплом призера |
"Азбука Петербурга" |
|
Районный конкурс "Пространство и время" 2019 год | Коллективное III место |
Региональный конкурс рисунка, проводимый Союзом реставраторов | Диплом победителя, Диплом призера |
Предъявление результатов обучения детей родителям, педагогам,гимназистам - неотъемлемая часть деятельности Отделения дополнительного образования. Каждое объединение решает этот вопрос по-разному.
Один из основных видов деятельности школьного театра - подготовка музыкальных спектаклей.. Когда работа над спектаклем подходит к концу, у "Притворщиков" проходит так называемая "Премьера для своих", на которую приглашаются родители, выпускники студии, друзья. А затем на премьеру приглашаются педагоги и учащиеся. Кроме того, в допандемийное время мы приглашали на спектакли учащихся соседних школ, пенсионеров из Социального центра, детей из Центра поддержки семей.
Как мы уже упоминали, учащиеся театра-студии участвуют во многих школьных мероприятиях, они всегда на виду.
Ежегодно мы приглашаем родителей на отчетный концерт хора. Ребята сами рисуют афишу, готовят программку, конферанс, сами ведут концерт.
Результат своей деятельности ребята демонстрируют своим одноклассникам, проводя для них в классе подготовленную виртуальную экскурсию, а для родителей они проводят настоящую экскурсию по городу.
Как мы уже рассказывали, учащиеся объединений реализовали несколько интересных проектов.
Результат совместной деятельности с музеем "Ленрезерв" был предъявлен во время экскурсии по музею.
Каждый гимназист защитил свой фрагмент на официальном зачете на территории музея, а в дни празднования Праздника Победы ребята провели экскурсии для учащихся гимназии и других образовательных учреждений.
Результат проекта ""Пушкин: переплетение судеб" был предъявлен также на экскурсии (выше мы рассказывали об особенностях проекта), а затем прошла презентация созданной ребятами книги "Пушкин: переплетение судеб" в Литературном кафе на Невском проспекте, где также были подведены итоги работы над проектом, и все ребята получили в подарок коллективно созданную книгу.
Одна из основных форм работы в объединении - коллективная разработка маршрутов экскурсий и их проведение во время совместных прогулок по Петербургу вместе с родителями. Результаты этой работы были представлены во время семейных прогулок:
"С Маршаком по городу" (экскурсия "С Маршаком по городу)
"Через века, через года"
прогулке по книге Жвалевского и Пастернак "Правдивая история Деда Мороза", которая проходила с участием настоящих Деда Мороза и Снегурочки и других.
Для предъявления результатов учащихся этих объединений специально проводятся выставки работ. Для этого используются стенды в рекреациях и Выставочный Шкаф. Кроме того, работы представляются с помощью видеоряда, который демонстрируется на информационных панелях в рекреациях.
Для приобщения гимназистов к такой полезной деятельности, как обучение решению ситуационных задач (попросту жизненных проблем) в гимназии проходят метапредметные олимпиады. Консультантами участников, а также членами жюри являются учащиеся объединения "Молодые петербуржцы". Они же становятся участниками межшкольных метапредметных олимпиад, количество которых увеличивается, так как эта деятельность действительно полезна для школьников.
В объединении ежегодно проходит Фестиваль робототехники, на котором учащиеся представляют роботов, которых они сконструировали самостоятельно
В гимназии есть все необходимое для занятий творческих объединений.
В каждом кабинете есть компьютер и мультимедийное оборудование, а также интерактивные доски, это имеет значение, так как в условиях пандемии занятия объединений "Мы-художники", "Робототехника ЛЕГО", "Мастерская подарков", "Весь мир - театр", "Азбука Петербурга" проходят в кабинетах классов, на базе которых организована группа. Также информационные мультимедийные панели есть в рекреациях и в вестибюле.
Для занятий театра-студии "Притворщики", проведения репетиций и показа спектаклей в актовом зале есть звуковое оборудование, прожектора для освещения сцены, мультимедийный проектор и большой экран.
Для занятий робототехникой в гимназии имеется специальное оборудование "Legowedo" и "Legomindstorms"
Занятия объединений "Азбука Петербурга" (если есть возможность) и "Юный экскурсовод" проходят в школьном музее "Старая квартира". Музей был создан к 300-летию Санкт-Петербурга как образец коммунальной квартиры, в которой могли жить бабушки и дедушки гимназистов. Его экспонаты рассказывают о жизни ленинградцев в 20 веке. Сама экспозиция помогает создать необходимый настрой. Здесь есть также необходимое мультимедийное оборудование для занятий, для проведения заочных экскурсий по городу.
Для занятий спортивных секций есть спортивный зал со всем необходимым оборудованием, мячи, теннисные столы, сетки, ракетки, оборудование для проведения соревнований "Веселые старты"
Рекреация на 4 этаже оформлена в петербургском стиле. Одну из стен занимает карта Петербурга, которая используется в учебном процессе.
Музей "Старая квартира" можно назвать "Душой гимназии". Здесь проходят занятия объединений, музейные уроки, встречи с писателями, скульптором, журналистами.
Для рассказа о жизни театра-студии "Притворщики" перед актовым залом оформлена театральная тумба
Семейные праздники в Аничковом дворце.
Наша главная традиция - проведение семейного праздника ОДОД в Аничковом дворце в канун Дня семьи.В нем участвуют ребята, их мамы, папы, бабушки, а иногда и дедушки, и, конечно, педагоги и администрация гимназии.После экскурсии по Дворцу мы собираемся в Концертном зале. Театр-студия "Притворщики " открывает праздник небольшим театральным представлением, затем объединения в разной форме представляют самые интересные проекты учебного года. А потом с помощью наших педагогов и сотрудников Дворца в гостиных проходят мастер-классы, игры. В заключение мы собираемся в Белоколонном зале, где показывают свое мастерство учащиеся студии бального танца, а все гости разучивают какой-нибудь танец. Завершается праздник исполнением Гимна ОДОД, который написала к первому празднику руководитель театра-студии "Притворщики" Светлана Петровна Халецкая.
Семейные прогулки.
Для объединений "Азбука Петербурга", "Юный экскурсовод" и "Прогулки по Петербургу" традицией являются семейные прогулки по Петербургу, а также участие родителей в наиболее важных детских проектах. На прогулки приходят учащиеся с представителями своей семьи. Часто родители признаются в том, что дети знают об интересных местах нашего города больше, чем они сами. Во всяком случае, родители во время этих прогулок тоже просвещаются.
Традиции театра-студии "Притворщики".
Богато традициями объединение "Весь мир - театр". Этот коллектив очень любит праздники, и в них обязательно участвуют родители юных артистов.
Помимо традиции перед показом спектаклей в гимназии проводить "Премьеру для своих", здесь ярко и весело празднуют Новый год. Родители готовят представление, его тематика зависит от того, какой наступает год по китайскому календарю. Дети тоже не остаются в долгу, готовят новогодние выступления. И обязательно приходит Дед Мороз (тоже из числа родителей) и вручает всем подарки.
Это объединение работает в школе уже много лет, к 10-летнему юбилею тоже был организован праздник с участием родителей и выпускников прошлых лет, с показом фрагментов спектаклей прошлых лет, с театральным капустником.
Название, эмблема и другая атрибутика ОДОД
Название ОДОД: "Самоцветы"
ЭмблемаОДОД была изготовлена на занятии объединения "Мастерская подарков"
Гимн ОДОД:
Слова С.П.Халецкой музыка О.Митяев (на мотив песни "Как здорово")
Кто с детства не ленится и к знаниям стремится,
Кому все интересно, тому и повезет!
Кружков и секций разных для нас открыто много.
Как здорово, что есть у нас в гимназии ОДОД!
Танцоры, музыканты, спортивные таланты,
Историки, актеры,- нас всех не перечесть.
Вязать крючком умеем, на сцене не робеем.
Как здорово, что есть у нас в гимназии ОДОД!
Отдельно упомянем атрибутику театра-студии "Притворщики".
У этого объединения есть своя песня, которой они заканчивают каждый спектакль, флаг, а также такие объединяющие ребят "штучки", как бейсболки, кружки. У "Притворщиков есть даже свой Ангел, его зовут Ангел Беспечности.
Гимн “Притворщиков”
Детско-взрослыми клубами можно назвать детско-родительские коллективы "Азбука Петербурга" и "Прогулки по Петербургу", объединяющие семьи любителей познавательных путешествий по городу.
Хочется упомянуть существовавший до пандемии на базе музея "Старая квартира" Клуб бабушек. Он объединял бабушек и дедушек гимназистов, которые были готовы оказать содействие гимназии в деле воспитания детей. Клуб регулярно собирался, мы обсуждали, как бабушки могут помочь в реализации проектов музея , обсуждали сценарии семейных праздников в Аничковом дворце.